По статистике, до 10% населения ощущают необычайно сильную тягу к еде во время стрессовых ситуаций, но самостоятельно преодолеть патологическое влечение могут не более 20% зависимых людей. Для коррекции возникших нарушений часто требуется участие психолога или психотерапевта.
Нарушение пищевого поведения — одновременно психологическая и физиологическая проблема. Без своевременно оказанной помощи и профессиональной психотерапии пищевая зависимость ведет к многочисленным осложнениям, сопутствующим заболеваниям, а нередко и к социальной изоляции человека, а также, высокому риску преждевременной смерти.
Психологическая пищевая зависимость — это патология психики, при которой человек использует большое количество пищи не для утоления голода, а для получения физического удовольствия, положительных эмоций и поднятия настроения. Именно во время еды приходит успокоение, отступают стресс и тягостные мысли. Все остальные способы сделать себе что-либо приятное отодвигаются на второй план как несущественные и не заслуживающие внимания.
Возникшие проблемы в жизни человек перестает решать, предпочитая просто “заедать” их. Все его внимание приковывается к вкусовым ощущениям. Однако после приема пищи, сформировавшаяся зависимость ведет к заметному ухудшению состояния: появляется чувство вины перед самим собой, значительно уменьшается самооценка, возникает желание каким-то образом избавиться от непомерного груза.
Между специалистами в области психологии уже долгое время продолжаются дискуссии о существовании отдельного заболевания, связанного с перееданием. Сторонники его наличия указывают на явные сходные черты симптомов пищевой зависимости и употребления психоактивных веществ:
На наркозависимость похожи такие пищевые нарушения, как периодическое переедание и нервная булимия: за короткий промежуток времени потребляется много еды, при этом контроль за своим поведением утрачивается.
Специалисты, отрицающие психическую зависимость от пищи, считают, что:
Большинство ученых медиков решило, что необычную тягу к еде нельзя отнести к зависимости от психоактивных веществ и в Международном классификаторе болезней выделили самостоятельный шифр F50 как “расстройства приема пищи”.
Характерный признак пищевой зависимости — ее проявление в одиночестве. Когда рядом находятся посторонние люди, человек съедает обычное количество еды и может себя контролировать. В течение дня такие пациенты устраивают неоднократные перекусы, откладывают и прячут пищу с расчетом съесть ее, когда за ними никто не наблюдает.
В начальной стадии болезни присутствуют только психологические признаки. При прогрессировании процесса к ним добавляются и физиологические.
Наиболее часто встречаются:
Появляются постепенно, часто незаметно для пациента:
Человек не всегда осознает наличие физической зависимости. Он привычно заедает собственную тревогу, не замечает при этом “голодную” дрожь в руках, появившуюся привычку грызть ногти и т.д. Механизм избегания сохраняется — для снятия напряжения нужна награда в виде “чего-то вкусненького”, пока никого нет рядом.
На фоне психогенного переедания выявляются дополнительные проблемы: в попытках справиться с собственной беспомощностью и пересилить чувство вины возникает желание выпить успокаивающие медикаменты или алкогольные напитки. Развивается дополнительная зависимость, дебютируют гипертония, желчекаменная болезнь, диабет, начинают болеть суставы.
Расстройства пищевого поведения сопровождаются симптомами поражения многих смежных органов и систем. Часто встречаются:
Ученые исследовали нарушения пищевого поведения и выдвинули гипотезы его происхождения.
Способность усваивать определенные продукты, вырабатывать для их переработки нужные ферменты, чувствовать голод и насыщение определена генетически. Известно около 20 различных генов, которые влияют на набор излишней массы тела. Например, ген FTO (сокращенно fatso — «толстяк») регулирует содержание гормонов сытости. У людей с мутацией в этом гене после еды быстро возвращаются ощущение голода и потребность в новой порции пищи.
С детства закрепляется привычка заедать обиду и любые отрицательные эмоции. Человек однажды замечает прямую связь: поел — тревога исчезла. С этого времени развивается пищевая зависимость.
Избыточное употребление обработанных, рафинированных продуктов приводит к перевозбуждению пищевых рецепторов. Без подслащенных напитков, копченостей, усилителей ароматов и вкусов нервные окончания возбуждаются недостаточно и не дают чувства полноценного насыщения. Натуральные, менее калорийные продукты кажутся несладкими, пресными, безвкусными.
Рафинированный сахар стимулирует центр удовольствия в мозге. Древние мозговые структуры подают непрерывные сигналы запасаться доступными углеводами, т.к. в ближайшем будущем они могут не поступить.
Семейные традиции иногда предписывают праздновать каждый успех за обеденным столом. В большинстве таких ситуаций ребенок ест не тогда, когда голоден, а когда ему предложат. За различные провинности родители лишают его пищи, тем самым резко увеличивая риск формирования пищевых нарушений.
Культ красоты и стройности достаточно распространен в современном обществе. У человека появляется чувство неполноценности и собственного несовершенства, если он понимает, что не вписывается в негласно установленные стандарты. Очередная стрессовая ситуация вызывает желание дополнительно поесть, чтобы устранить отрицательные эмоции. Порочный круг замыкается.
Поиск ответа на вопрос, как избавиться от пищевой зависимости самостоятельно, не всегда сопровождается успехом. Найти причины, помочь осознать их и перестроить собственные стереотипы могут специалисты в области психологии и психотерапии. Так, например, они выделили группы людей с наибольшим риском патологии пищевого поведения:
Неупорядоченный прием пищи, многократные нарушения диеты приводят к разрушению условных рефлексов, которые регулируют питание и потребность в еде. Например, срочно принятое решение похудеть и отказ от пищи выключает рефлекс насыщения и ведет к очередному приступу переедания.
В организме запускается целый каскад биохимических реакций. В первую очередь, после еды выделяется гормон удовольствия дофамин. Он активирует области мозга, отвечающие за мотивацию и человеческие желания. Слишком частая стимуляция мозговых центров ведет к истощению запасов дофамина. Требуются все возрастающие дополнительные объемы пищи, чтобы сработали “тормоза” — возникло наконец ощущение сытости.
Существует мнение об ”ищущем” поведении. Оно свойственно людям с наркотической зависимостью. Аналогичные процессы наблюдаются и при пищевой зависимости: человек ожидает поступления сладкого продукта (или просто дополнительной порции питания), чтобы получить удовольствие. В более поздних стадиях болезни пища нужна для избавления от симптомов физического страдания.
Начальная стадия связана с повышенной потребностью в еде. Эпизоды переедания отмечаются непостоянно, тесно взаимосвязаны с определенными событиями в жизни, чаще негативного характера. У зависимого человека присутствует чувство вины, выражена потребность скрыть от окружающих факт переедания и вообще употребления пищи.
На развернутой стадии пищевой зависимости скрыть ее уже невозможно. Человек понимает, что поступает неправильно и пытается жесткими методами избавиться от излишнего веса. На помощь приходят клизмы, искусственно вызванная рвота, прием лекарственных средств мочегонного действия и т.п. Самообещания соблюдать умеренность в еде “с завтрашнего дня” заканчиваются очередным срывом.
Далее появляются осложнения. Развившееся ожирение вызывает дополнительные расстройства здоровья. Психологическое состояние усугубляется присутствием вины — человек не может отрегулировать питание и соблюсти какую-либо диету. Большую часть свободного времени он тратит на приобретение и приготовление пищи.
В зависимости от клинических проявлений наиболее распространенными видами пищевой зависимости являются:
Зависимость от пищи может проявляться в виде повышенной тяги к строго определенным продуктам. Выделяют:
Углеводную зависимость. Этот вид встречается наиболее часто. Богатая сахарами пища практически беспрепятственно усваивается организмом. Ее прием “поощряется” мозгом, т.к. приятный вкус ведет к повышенному выделению гормонов радости и удовольствия. К пищевой зависимости относится избыточное употребление шоколада, сахара, хлебных и кондитерских продуктов. Содержание глюкозы в крови быстро повышается, но так же быстро падает и вновь ведет к появлению чувства голода.
Зависимость от поваренной соли. Психологи считают пищевую соль достаточно сильным антидепрессантом и веществом, легко вызывающим зависимость. Избыток соли в пище входит в привычку и вызывает мощное психологическое влечение. Следствием неумеренного потребления продукта становятся нарушения обмена веществ, гипертонические кризы, камнеобразование в почках и желчном пузыре.
Зависимость от молокосодержащих продуктов. При белково-молочной “диете” желудок быстро заполняется большим объемом съеденной пищи. Белок молока казеин перерабатывается в организме с образованием новых веществ, напоминающих по действию наркотические. Они способны вызывать приятные ощущения и при поступлении в больших количествах вызывать психологическую, а затем и физическую тягу.
Чайный и кофейный типы зависимости тоже относятся к вариантам нарушенного пищевого поведения. Эти напитки обладают выраженным возбуждающим действием, приводящим к повышенной работоспособности и улучшению настроения. Со временем появляются симптомы психологического и физического влечения.
Пищевая зависимость разделяется на подвиды в зависимости от времени появления патологической страсти:
Как при всяком типе патологического пристрастия, последствия пищевой зависимости вызывают длительные и стойкие расстройства здоровья:
Доказано, что психологические проблемы служат причиной многочисленных психосоматических болезней.
Специалисты советуют не пытаться избавиться от них самостоятельно, а при начальных признаках зависимости обращаться за помощью к психотерапевтам.
Понять, что необычное состояние организма перешло в болезнь, можно по стремительному набору массы. Конечно, не всегда избыточные килограммы говорят о переедании, но вместе с психологическими симптомами позволяют заподозрить именно пищевую зависимость.
Человек самостоятельно может найти признаки развивающихся серьезных проблем. Так, постоянная зацикленность на еде и непреодолимое стремление устроить очередную трапезу без ощущения голода — первый сигнал о необходимости обратиться к врачу. Чувства тревоги и пустоты вместо голода всегда настораживают в плане наличия зависимости от пищи. Не столь важными оказываются и ее вкусовые качества, важно количество.
Разобраться в множественных симптомах заболевания могут профессионалы специализированной клиники психического здоровья. Не стоит затягивать с визитом, пытаться избавиться от болезни “народными” методами и искать “дешевых” специалистов вне лечебного учреждения — слишком велик риск тяжелых осложнений.
Точной диагностикой пищевой зависимости занимается врач в специализированной клинике.
О наличии заболевания он судит по результатам беседы с пациентом, анализа выявленных психологических, социальных и биологических причин расстройства. Врач исключает развитие ожирения как следствие долговременного приема лекарственных препаратов-антидепрессантов и нейролептиков.
Лабораторное подтверждение наличию зависимости не требуется. Определить разновидность нарушения пищевого поведения психотерапевт может по специальным анкетам и тестам.
Для обнаружения осложнений используются возможности лабораторной, инструментальной и аппаратной диагностики.
Лечение пищевой зависимости проводится амбулаторно или в стационаре по решению врача и согласия пациента.
Психотерапия — обязательный метод воздействия на измененную психику. Во время сеансов профессионал помогает выяснить причину заболевания, обучает современным способам устранения повышенной тревожности и борьбы со стрессом.
Для формирования более умеренного аппетита и даже неприязни к пищевым продуктам используется гипноз. Пациент во время сеанса получает соответствующие психологические установки, которые способствуют ограничению приема наиболее сытных и калорийных продуктов.
В условиях специализированной клиники в комплексе с психотерапевтическими методиками назначаются и медикаментозные препараты. Они приводят в норму эмоциональный настрой человека, способствуют минимизации развившихся осложнений.
Лечебная физкультура прививает навыки здорового образа жизни, позволяет плавно снизить избыточную массу без дополнительного вреда для здоровья. К составлению необходимой диеты подключаются специалисты-диетологи. Они работают над изменением привычного пищевого режима, предлагают четкий суточный распорядок питания, проводят индивидуальные консультации.
Дополнительно используются возможности семейной, поведенческой и арт-терапии, создаются анонимные группы по оказанию взаимной помощи зависимым пациентам.
Профилактика пищевой зависимости начинается еще в детском возрасте. Уже в 5-7 лет ребенок вполне способен воспринимать информацию по формированию красивого тела и диетическим особенностям. Главное — грамотно ее освещать, вовремя корректировать недопонимание со стороны ребенка.
Причины повышенного аппетита в случае жизненных неприятностей нужно обсуждать совместно. Малышей нужно спрашивать, для чего они едят, если не испытывают голода, рассказывать о наиболее эффективных вариантах управлять собственными эмоциями.
С детства нужно прививать и пищевую культуру: приучить ребенка не давать негативных оценок массе и размерам посторонних людей, обращать внимание на свою диету и прекращение приема пищи сразу после утоления голода.
Сосредоточение усилий ребенка на спортивных занятиях и рациональном питании — оптимальный способ предупредить будущие пищевые проблемы. В случае их возникновения нельзя затягивать с их решением — своевременная консультация и полноценно проведенное профессиональное лечение позволяют избежать тяжелых последствий и осложнений.
Список литературы:
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.