Со стороны шопоголизм кажется безопасным явлением. Большинство людей любят ходить за покупками, особенно когда позволяют финансы. Что может быть плохого в том, что человек приобретает множество вещей, если это никак не вредит ему. На самом деле все не так радужно.
Специалисты давно считают зависимость от покупок (ониоманию) серьезным психическим отклонением, которое имеет опасные последствия. В XXI в. это нарушение называют «новой чумой столетия». Чаще всего шопоголиками становятся женщины, но встречаются среди пациентов и мужчины. Некоторые больные верят, что страсть к покупкам легко контролировать, однако патология требует профессионального лечения и помощи специалистов.
Ониомания официально не занесена в МКБ-10, но давно доказано, что шопоголики испытывают такие же чувства, как наркоманы или алкоголики. Причем изменения происходят на биохимическом уровне. Одним из самых известных шопоголиков является Барбара Зелински, которая поставила мировой рекорд, потратив за 1 минуту 55 секунд всю заработную плату мужа.
Согласно статистике, большинство зависимых от покупок проживает в США (примерно 15 млн), в РФ количество шопоголиков за последние десять лет выросло на 30%.
Изначально кажется, что в желании тратить средства и постоянно что-то приобретать, нет ничего катастрофичного. Но это только на первый взгляд. Важно не путать страсть к покупкам с психологической зависимостью от шоппинга – это разные вещи.
Главный страх пациента – лишиться возможность что-то приобрести. Если он не может удовлетворить свое патологическое желание, то становится агрессивным и злится на окружающих. У больного не получается сконцентрировать внимание и сосредоточиться на простейшей задаче. У него может пропасть аппетит, появиться проблемы со сном. Часто пациенты сталкиваются с сильнейшими головными болями. Все это проявления специфического абстинентного синдрома.
Если больной что-то приобретает (даже ненужный товар), то сразу ощущает эйфорию, расслабленность. Он становится общительным, у него улучшается настроение, появляются силы. Человек вновь может вернуться к выполнению профессиональных обязанностей и временно забыть о шоппинге.
Ониомания – это болезнь, при которой пациент не способен противостоять желанию приобрести ненужные вещицы. Он покупает то, чем никогда не будет пользоваться и зачастую даже не обращает внимания на их стоимость. Сначала больной радуется приобретению, как ребенок, а после прячет ее в угол шкафа и благополучно забывает о безделушке. В результате в помещении увеличиваются горы хлама, а количество купюр в кошельке стремительно уменьшается.
Часто шопоголики, которые отказываются признавать свою проблему, берут большие ссуды в кредитных организациях. Навязчивые мысли о новой покупке не дают покоя. Доходит до агрессивности в адрес окружающих и бессонницы. В итоге больной не выдерживает и берет средства в долг. Тягу к покупкам многие специалисты сравнивают с алкоголизмом. Желание отправиться в магазин настолько сильное, что противостоять ему не удается. С годами патология только усугубляется.
Чаще других лечение шопоголизма требуется:
Шопоголиками не рождаются, им становятся. Из-за определенной причины больной в какой-то период жизни начинает чаще ходить по торговым центрам и теряет контроль над покупками.
Часто ониомания протекает на фоне затяжной депрессии, алкогольной или наркотической зависимости.
Психологи отмечают, что все шопоголики имеют ряд характерных черт:
Шопоголики не могут сопротивляться соблазну приобрести все, что им предлагают. Слова «скидка» и «акция» действуют на них магически. При этом больной не может внятно объяснить, зачем ему нужен тот или иной предмет. Это разновидность зависимого поведения, которая помогает пациентам справляться со стрессовыми ситуациями или забыть о неприятных событиях. Одни привыкли заедать проблемы, другие – покупать от горя ненужные безделушки.
Некоторые специалисты считают, что шопоголизм (ониомания) – это особенность характера, указывая на аналогичную страсть к сладостям. Но согласно ряду исследований, в организме пациента в момент совершения покупок запускаются определенные биохимические процессы, подобные тем, что происходят у наркозависимых и пьяниц. Трата средств и приобретение вещей приводит к повышению уровня серотонина («гормон счастья») и служит сильным фактором, отвлекающим от реальности. Постепенно приятные эмоции от покупок закрепляются на уровне рефлексов, что и приводит к формированию психической зависимости.
Некоторые симптомы ониомании помогут легко отличить больного человека от здорового:
Основной признак шопоголизма – несоизмеримость суммы трат с уровнем дохода. Также характерным проявлением патологии считается невозможность отказаться от второстепенной покупки ради более важных статей расходов.
Причины развития ониомании лежат в области психологии. К наиболее вероятным из них относятся:
Все причины шопоголизма у женщин можно объединить ощущением внутренней пустоты. Для создания хотя бы визуальной значимости, пациент отправляется туда, где находится большое скопление людей, стараясь порадовать себя разными способами. Ощущения, которые он при этом испытывает, благотворно влияют на психику и человек хочет почувствовать их снова. Постепенно это желание трансформируется в болезненную необходимость.
Справиться с шопоголизмом без помощи профессионала очень сложно, больной теряет близких и друзей, увязает в долгах.
В число людей, которые чаще всего сталкиваются с ониоманией, входят те, кто постоянно ищет новые источники адреналина. Посещение распродаж, когда «успех» зависит от того, кто первым окажется в магазине, дарит им желаемые эмоции. Основная часть клиентов новых маркетов в день открытия и покупателей на распродажи – это шопоголики.
В зоне риска оказываются и те, кому приходится часто подчиняться или находиться под давлением. Отправляясь за покупками, пациент получает иллюзорное чувство свободы и контроля над собственной жизнью. Стремление к власти может трансформироваться в такую необычную патологию, как требование максимального высокого уровня сервиса. Подобные потребители очень капризные и придираются к каждой мелочи. Процесс общения с продавцом доставляет им моральное удовлетворение.
Ошибочная модель в воспитании – еще одна причина ониомании. На одной чаше весов – отсутствие границ и запретов, на второй – жесточайшие ограничения в любых вопросах. В результате у человека формируется эмоциональная нестабильность, истеричность, слишком занижается или повышается самооценка, падает способность к адаптации. Плюс к этому добавляется сильная чувствительность и внушаемость. Подобные личности не умеют оказывать сопротивление агрессивной и настойчивой рекламе.
Все шопоголики похожи между собой и имеют идентичные характеристики. Но специалисты выделяют несколько видов ониоманов, в зависимости от совершаемых ими покупок:
Сам шопоголизм также имеет несколько разновидностей, которые схожи между собой и лечатся по одинаковой схеме:
Развитие ониомании проходит в несколько этапов:
Стремиться к лучшему – это нормальное явление. Но если оно превращается в патологическую цель без учета реалий жизни, то это уже болезнь. Тревожная симптоматика должна насторожить близких. Только они могут достучаться до сознания больного, поскольку он считает свое поведение нормальным.
При запущенных формах патологии, кроме материальных затруднений, возникают и иные проблемы. Эмоциональная нестабильность становится основой многих недугов, в том числе неврозов и депрессий. Неудовлетворенность собственной жизнью трансформируется в склочность. У пациента ухудшается характер, что негативно влияет на отношения с родными и друзьями.
Трудности с законом из-за неоплаты ссуд приводят к социальной изоляции, поскольку никто из знакомых не хочет регулярно занимать больному деньги. Неправильное распределение финансов и постоянное вранье о цене и количестве покупок не позволяет пациенту выстроить доверительные взаимоотношения с противоположным полом, что становится причиной одиночества. В сложных случаях наиболее опасным последствием шопоголизма считается развитие депрессии.
Выявить патологию помогает беседа врача с пациентом. В основе лечения зависимости лежит когнитивно-поведенческая терапия. Первый этап – обнаружение причины. Важный момент: больной должен хотеть избавиться от заболевания и нормализовать свое поведение. Против его воли ничего сделать невозможно, именно поэтому мотивационная беседа является важным шагом в терапии. Но проводится она только после того, как выявлены предпосылки к развитию зависимости.
Если на фоне шопоголизма в организме уже развиваются психические отклонения, то подбирается фармакотерапия, которая помогает привести в норму психоэмоциональное состояние пациента. Затем составляется схема для коррекции поведения, методики для каждого больного подбираются индивидуально (в зависимости от его состояния).
Хороший эффект в лечении ониомании дает индивидуальная и групповая психотерапия.
При общении с врачом идет процесс обнаружения причин, устранение внутренних конфликтов, обучение методам самоконтроля, выработка новых установок и целей. Групповые занятия направлены на решение проблемы с помощью единомышленников. Общие интересы объединяют пациентов, позволяют ощутить поддержку и перестать чувствовать себя одинокими.
Иногда взаимоотношения, начатые в процессе терапии, сохраняются и после завершения лечения. Важно понимать, что шопоголизм – это серьезный психический недуг, который может привести к серьезным осложнениям. Оставлять больного без помощи ни в коем случае нельзя. Обучающие тренинги и занятия с психотерапевтом научат пациента контролировать собственные желания. Освоение дыхательных методик поможет избавиться от напряжения без совершения импульсивных покупок.
Специалисты дают несколько рекомендаций для профилактики шопоголизма:
Найдите себе новое и интересное хобби, которое поможет направить энергию в нужное русло и забыть о болезненном желании скупить весь товар в магазине. Лечение шопоголизма займет меньше времени, если разобраться в причине развития зависимости. Если самостоятельно выявить «корень зла» не удается, обратитесь за помощью к психотерапевту.
Литература:
Статья проверена, медицинская информация верна
Главный врач клиники психического здоровья и лечения зависимостей, врач психиатр-нарколог, врач-психиатр.